Программа курса «Психология речи и усвоения иностранного языка»
Преподаватель: кандидат психологических наук, доцент Михайлова Н.Б.
Тема 1. Проблемы современной психолингвистики – 6 часов
- Психология речевого взаимодействия. Речепорождение и речевосприятие. Звено внутренней речи. О понятиях язык и речь.
- Проблема речевого развития в онтогенезе. Речевое развитие в условиях билингвизма.
- Психологические исследования речеязыковой способности
Тема 2. Способности к усвоению иностранного языка – 6 часов
- Способности к усвоению иностранного языка у детей дошкольного возраста.
Специфика сензитивного периода.
- Способности к усвоению иностранного языка у взрослых:
- Мотивация усвоения иностранного языка
- «Единство мыслящей памяти»
- Способность к вероятностному прогнозированию в речевой ситуации
- Интуитивное «чувство языка»
Тема 3 Речевая диагностика – 6 часов
- Диагностика речевой компетентности на родном и иностранном языке:
Ц – тест, разработанный профессором немецкого университета Ульрихом Рацем
2. Диагностика речевого развития ребенка – тест профессора немецкого университета
Ханне-Лорэ Гримм
- Психологический анализ речевого содержания: контент – и интент-анализ.
Метод контент-анализа американских психологов Готшалка-Глезер
Метод интент-анализа, разработанный проф. Т.Н. Ушаковой
Тема 4 Психология индивидуальных различий в усвоении иностранного языка – 6 часов
- Психологическая специфика усвоения иностранного языка у мужчин и женщин
- Психологическая специфика усвоения иностранного языка в разных возрастах
- Диагностика индивидуальных различий в усвоении иностранного языка
Тест на диагностику возможностей памяти профессора немецкого университета
Эдгара Хайнекена. Тренинг памяти.
Тема 5 Психологические основания отдельных методических подходов к обучению
иностранному языку – 6 часов
- О методических подходах к обучению иностранному языку в Германии
- Психологические основания коммуникативного подхода к обучению иностранному языку
- Психологические основания логико-грамматического подхода к обучению иностранному языку
- Психологические основания суггестивного метода обучения. О применениии методики 25 кадра в Германии.
Тема 6 Личность учителя иностранного языка – 6 часов
- Требования к личности учителя иностранного языка на современном этапе.
- Психологическая специфика деятельности учителя иностранного языка
Преодоление состояния профессионального выгорания.
- Психодиагностика и супервизия для учителей иностранного языка в Германии.
Литература:
Психолингвистика. Учебник для вузов. Под ред. Т.Н.Ушаковой. М.:ПЕР СЭ, -2006
Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М., -2004
Herrmann Th., Grabowski J. Sprechen. Psychologie der Sprachproduktion. Spektrum Verlag, Heidelberg-Berlin-Oxford, 1994
Raatz, U., Mikhailova, N. The new diagnostic method of general language proficiency: C-Test. Foreign Psychology, Moscow, Vol.3., N5, 1995, p.72-79.
Mikhailova, N. About the method of the Content analysis of Verbal Behaviour. Foreign Psychology, Moscow, 2000, N 12, p.66 –83.
Mikhailova, N., Ganser, O. Bilingual development of children: Russian and German languages. 8th European Congress of Psychology, Vienna, 2003.
Sprache und Kognition. Perspektiven moderner Sprachpsychologie. Hrsg. H.J.Kornadt/ J.Grabowski. Spektrum Verlag. 1994