Образовательно-культурный центр "Интер-Спутник"

Программа стажировки для лингвистов и филологов

Программа курса «Психология речи и усвоения иностранного языка»

Преподаватель: кандидат психологических наук, доцент Михайлова Н.Б.

Тема 1. Проблемы современной психолингвистики – 6 часов

  1. Психология речевого взаимодействия. Речепорождение и речевосприятие. Звено внутренней речи. О понятиях язык и речь.
  2. Проблема речевого развития в онтогенезе. Речевое развитие в условиях билингвизма.
  3. Психологические исследования речеязыковой способности

Тема 2.  Способности к усвоению иностранного языка – 6 часов

  1. Способности к усвоению иностранного языка у детей дошкольного возраста.

Специфика сензитивного периода.

  1. Способности к усвоению иностранного языка у взрослых:

- Мотивация усвоения иностранного языка

- «Единство мыслящей памяти»

- Способность к вероятностному прогнозированию в речевой ситуации

- Интуитивное «чувство языка»

Тема 3  Речевая диагностика – 6 часов

  1. Диагностика речевой компетентности на родном и иностранном языке:

Ц – тест, разработанный профессором немецкого университета Ульрихом Рацем

       2. Диагностика речевого развития ребенка – тест профессора немецкого университета

            Ханне-Лорэ Гримм

  1. Психологический анализ речевого содержания: контент – и интент-анализ.

Метод контент-анализа американских психологов Готшалка-Глезер

Метод интент-анализа, разработанный проф. Т.Н. Ушаковой

Тема 4  Психология индивидуальных различий в усвоении иностранного языка – 6 часов

  1. Психологическая специфика усвоения иностранного языка у мужчин и женщин
  2. Психологическая специфика усвоения иностранного языка в разных возрастах
  3. Диагностика индивидуальных различий в усвоении иностранного языка

Тест на диагностику возможностей памяти профессора немецкого университета

Эдгара Хайнекена. Тренинг памяти.

Тема 5  Психологические основания отдельных методических подходов к обучению

               иностранному языку – 6 часов

  1. О методических подходах к обучению иностранному языку в Германии
  2. Психологические основания коммуникативного подхода к обучению иностранному языку
  3. Психологические основания логико-грамматического подхода к обучению иностранному языку
  4. Психологические основания суггестивного метода обучения. О применениии методики 25 кадра в Германии.

          Тема 6  Личность учителя иностранного языка – 6 часов

  1. Требования к личности учителя иностранного языка на современном этапе.
  2. Психологическая специфика деятельности учителя иностранного языка

Преодоление состояния профессионального выгорания.

  1. Психодиагностика и супервизия для учителей иностранного языка в Германии.

Литература:

Психолингвистика. Учебник для вузов. Под ред. Т.Н.Ушаковой. М.:ПЕР СЭ, -2006

Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М., -2004

Herrmann Th., Grabowski J. Sprechen. Psychologie der Sprachproduktion. Spektrum Verlag, Heidelberg-Berlin-Oxford, 1994

Raatz, U., Mikhailova, N. The new diagnostic method of general language proficiency: C-Test. Foreign Psychology, Moscow, Vol.3., N5, 1995, p.72-79.

Mikhailova, N. About the method of the Content analysis of Verbal Behaviour. Foreign Psychology, Moscow, 2000, N 12, p.66 –83.

Mikhailova, N., Ganser, O. Bilingual development of children: Russian and German languages. 8th European Congress of Psychology, Vienna, 2003.

Sprache und Kognition. Perspektiven moderner Sprachpsychologie. Hrsg. H.J.Kornadt/ J.Grabowski. Spektrum Verlag. 1994

WhatsApp