Новости
07.01.12
Королевство Бахрейн
7-10 января М.В. Бахтин посетил Королевство Бахрейн, где провёл переговоры с руководством Министерства образования Бахрейна по вопросу обучения граждан Бахрейна, а также граждан шести стран арабского союза в России. По итогам переговоров принято решение об открытии филиала Учебно-координационного центра «Спутник» в Бахрейне.C Набилем,С Гани
03.01.12
Дубай
3-7 января 2012 года М.В. Бахтин и Виктория Шилец посетили Объединённые Арабские Эмираты, где приняли участие в совещании в Национальном университете (г. Дубай) по вопросу обмена студентов.1,На башне,У корабля
03.11.11
Сотрудничество
3 ноября 2011 года М.В. Бахтин по приглашению Президента Александрийской ассоциации выпускников советских вузов д-ра Али Фахми посетил Посольство Республики Египет, где состоялись переговоры с советником по вопросам культуры д-ром Усама Эль-Серуи и достигнута договорённость о сотрудничестве между Посольством и Международным учебным центром «Спутник».ф02
19.10.11
Встреча
19 октября 2011 года состоялась рабочая встреча с полномочным представителем Международного учебного центра «Спутник» в Бахрейне Н.Н. Петровым, входе которой были намечены основные пути развития Представительства.
23.09.11
Переговоры о сотрудничестве
23-28 сентября 2011 года М.В.Бахтин посетил Академию технологии и дизайна "Сымбат" (Алма-Ата), Алмаатинский государственный университет, Алма-атинский государственный медицинский университет и ряд других вузов Алма-Аты, где были поведены переговоры о возможности сотрудничества с Международным учебным центром "Спутник".ф3

Обучение иностранных граждан в России: История и современность

 История обучения иностранных граждан в России насчитывает свыше 150 лет. Начиная в середины XIX столетия университеты Российской империи открывали свои двери для студентов более чем десяти стран мира. Система обучения в нашей стране имеет хорошую традицию и всегда была открыта для талантливой молодёжи, независимо от сословного, материального положения, религии, национальной принадлежности. А людей, которые учись в нашей стране, всегда ценили за широту образования и качество полученных знаний.

Подлинно грандиозные масштабы приток иностранных студентов достиг в советскую эпоху. Уже с 1924 года, пройдя «полосу признания» ведущих стран мира, СССР начал приглашать получать высшее образование представителей самых разных государств. Особенным престижем пользовались военные и инженерные профессии. Так, в советских военных вузах проходило обучение чуть ли не треть кадрового состава армии Третьего Рейха, Италии, Испании, других стран центральной и восточной Европы. Развитию успешных образовательных контактов помешала Вторая мировая война.

После её окончания СССР возобновил и расширил практику обучения иностранных студентов. И на сегодняшний день эта деятельность достигла поистине выдающихся результатов. Свыше миллиона иностранных граждан более чем ста пятидесяти стран мира окончили в разное время советские и российские вузы по самым различным специальностям. В одном только Израиле трудится около полумиллиона выпускников советских и российских вузов, то есть почти половина от всей планеты. Причём только военные вузы СССР и России начиная с 1943 года подготовили 450.000 высококвалифицированных специалистов для 93 стран мира. Несколько десятков тысяч зарубежных граждан получили учёные степени кандидата и доктора наук, учёные звания. Это прежде всего жители стран Азии, Африки, Латинской Америки и Европы. Только в арабских странах трудятся более трёхсот тысяч российских выпускников. В ряде стран почти половина всех инженерно-технических работников и более половины учёных составляют выпускники российских учебных заведений.

Этот миллионный отряд выпускников российских вузов включает руководителей различных уровней (президенты стран, премьер-министры, спикеры парламентов, министры, парламентарии, руководство национальных армий), лидеров научных школ, ректоров крупных вузов, известных деятелей культуры и искусства, влиятельных политиков и бизнесменов, словом, элиту творческой интеллигенции. Именно этот жизненных и профессиональный успех тысяч людей, имеющих советские и российские дипломы о высшем образовании, является главным фактом, убеждающим молодёжь со всех уголков планеты из года в год совершать выбор в пользу российский вузов, ибо является зримым свидетельством высокого уровня как в бывшем СССР, так и в современной России. Выпускники своим собственным примером конкретными делами доказывали и доказывают фундаментальность российского образования, одного из передовых в мире. Во все времена считалось, что советский или российский диплом об образовании – это знак высшего качества. Сегодня двери российских вузов ежегодно открываются для 90 тысяч человек из более чем 160 стран мира – это студенты, стажёры, повышающие свою квалификацию специалисты. И это число с каждым годом увеличивается. Большинство желающих повысить свою научную и профессиональную квалификацию в России составляют выпускники российских вузов, которые возвращаются в Россию для продолжения образования, повышения квалификации в аспирантуре, докторантуре, на стажировках. Подготовку иностранных граждан общим числом свыше 120 тысяч человек осуществляют ныне свыше 600 российских вузов, причём география этих вузов с каждым годом расширяется.

Думается, что во многом своему жизненному успеху и процветанию тысячи выпускников российских вузов обязаны получению в Советском Союзе и в России одного из лучших в мире образования, возможности приобщится к русской научной школе, культуре, искусству. Для большинства из них пребывание в СССР, России стало больше, чем просто получение знаний. Для многих прожитые в нашей стране годы стали важнейшим этапом на пути формирования личности. И поэтому многие выпускники российских вузов считают Россию своим вторым домом, второй Родиной и продолжают регулярно интересоваться всем, что происходит в России. И, конечно же, большинство выпускников гордятся тем, что они получили образование в великой стране, где наука, техника и культура достигли больших высот. Рост и укрепление позиций выпускников российских вузов в разных странах одновременно способствует укреплению позиций России на международной арене. Поэтому большинство выпускников российских вузов, движимые благодарностью стране, которая дала им «путёвку в жизнь», готовы многое сделать для России, тем более, чем более высокий пост в своей стране они занимают.

Они, как правило, заинтересованы в участии в научных конференциях, проводимых в России, в поддержании тесных связей с российскими вузами с целью повышения уровня знаний по своим специальностям. Люди, закончившие российские вузы, хотели бы регулярно получать материалы о последних достижениях российской науки, знакомиться современными научными публикациями. Очень важным приоритетом для них является возможность повышения квалификации, включающую прохождение стажировок и учебу в аспирантуре и докторантуре. Вместе с тем многие выпускники намерены приглашать в свои страны ведущих российских специалистов для чтения лекций по различным отраслям науки, что служит делу укрепления международных научных связей.

Одновременно те граждане, которые уже получили образование в России и полюбили её, готовы всемерно содействовать укреплению престижа российской высшей школы и усилению интереса молодёжи своей страны к получению образования в России. В современном мире авторитет и влияние государств во всё большеё мере определяются их интеллектуальным потенциалом, развитием науки и высшей школы.

Ядром, объединяющим выпускников российских вузов той или иной страны, их авангардом являются национальные ассоциации выпускников, созданные более чем в 70 странах мира. Именно эти организации обеспечивают поддержание контактов с вузами, преподавателями, однокурсниками, а также продолжение обучения в России в той или иной форме. Национальные ассоциации являются той почвой, на которой вырастает мировое движение советских и российских выпускников. Именно национальные ассоциации, совместно с российскими культурными центрами регулярно осуществляют мероприятия по ознакомлению своих народов с Россией, её развитой наукой и богатой культурой, систематически поддерживают рабочие контакты с посольствами России в своих странах. Национальные ассоциации выпускников активно участвуют в процессе продвижения достижений российской высшей школы на международный образовательный рынок. На сегодняшний день функционируют 45 российских центров науки и культуры в 40 странах. Обучение на организуемых ими курсах русского языка может стать первым шагом к получению иностранцами высшего образования в России.

В свою очередь, Россия гордится теми, кому она помогла получить путёвку в профессиональную жизнь, гордится тем, что на протяжении уже полутора веков наша страна щедро делится знаниями и культурой с другими странами, готовя у себя высококвалифицированных специалистов в самых различных областях, гордится тем, что приобретённые знания и культура оказались востребованными и позволили сотням тысяч людей не только успешно включиться в экономичную, научную, культурную и государственную деятельность, но зачастую и возглавить её.

Это свидетельствует о том, что научный, культурный потенциал России востребован во всём мире, и наша страна щедро делится им. И то, что к нам едут учиться со всего света, это большая честь и ответственность для России, ибо, обучая зарубежных студентов, мы несём в мир богатство, накопленное русским народом за многие века. По признанию тысяч зарубежных выпускников, учась в России, можно достигнуть самого высокого уровня знаний, основанных на передовых достижениях университетской науки. Многие из них отмечают тот факт, что те, кто получил образование в СССР или России, быстро находят работу на любом интеллектуальном рынке мира. Все другие выпускники, особенно в западных странах, долго ищут работу. Этот факт еще раз свидетельствует об универсальности российского образования.

На протяжении многих десятилетий СССР и Россия тратили и тратят колоссальные средства на образование иностранных граждан, хорошо понимая необходимость для многих стран в кадрах высшей квалификации, которые, вооружившись самыми передовыми знаниями, явились зачастую первыми специалистами в своих странах и стали костяком построения национальных экономик в различных государствах, особенно в тех, которые получили независимость только после Второй мировой войны и где самой большой проблемой экономики постапартеидовского периода был недостаток квалифицированных кадров, особенно в науке и технике. И этот факт на протяжении длительного времени вызывает ответное чувство благодарности и уважения со стороны культурной элиты десяткой народов. В частности, для большинства народов Африки получение качественного российского образования и овладение русским языком, как языком межнационального общения,  стало главной причиной обретения политической и экономической независимости. Многие страны благодаря духовному и интеллектуальному капиталу, приобретённому в СССР, достигли во второй половине прошлого столетия впечатляющих социальных и гуманистических свершений.

Пребывание в СССР и России не только дало возможность молодым африканцам стать прекрасными инженерами, но и вырастило из них талантливых политиков, лидеров молодёжного и женского движений, борцов против системы апартеида и тем самым помогло им в деле прогрессивной реконструкции своих стран. СССР и Россия всегда были сторонниками международной справедливости, стояли на защите угнетённых народов, и в дальнейшем будет защищать право народов на самоопределение, право распоряжаться своими богатствами.

Во время жизни и учёбы в нашем Отечестве иностранные студенты познают богатство и уникальность российской истории и культуры, приобретают друзей на всю жизнь, а, заканчивая учёбу и возвращаясь домой, большинство из них становятся посланниками России в самых отдалённых уголках планеты, неся в себе и с собой её богатейшее культурное и духовное наследие. Этот факт закладывает основы формированию в мировом сообществе образа России как миролюбивого и открытого государства, надёжного и ответственного партнёра в решении глобальных и региональных проблем, как государства, которое играет позитивную роль в восстановлении международной безопасности на основе международного права, справедливости и взаимодействия миролюбивых сил.

Для сотен тысяч людей языком межнационального общения стал русский язык – основа и носитель культуры, концентрация нашего национального духовного богатсва – язык Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина, Лобачевского и Вернадского, Павлова и Менделеева, Королёва и Курчатова, язык былин и песен. У большинства выпускников вместе с языком выработан русский менталитет и, встречаясь где-то в Европе, или на другом континенте, они всегда очень рады друг другу, как будто встретились братья, независимо от религиозных и политических убеждений. Почти миллионная армия носителей русского языка на всей планете – это отряд, продвигающий русскую культуру по всему свету, ибо стержнем любой культуры является язык. Укрепление позиций русского языка и русской культуры за рубежом вызывает всё больший интерес мировой общественности к России, её истории и сегодняшней жизни, внешней политике и экономике, способствует формированию объективного восприятия нашей страны как последовательного, предсказуемого и надёжного союзника в противостоянии новым вызовам и угрозам, привлекательного экономического партнёра.

Студенты самых разных стран, живя в России, соприкасаются плечом к плечу, накапливают свой собственный и воспринимают жизненный опыт других студентов, приехавших из стран с различным уровнем развития, а главное – учатся жить вместе в мире, взаимопонимании и дружбе с разными народами. Это общение и взаимодействие помогает глубже понять каждому историю и общие проблемы народов мира. Именно это интернациональное воспитание вместе с качественной профессиональной подготовкой позволяет иностранным студентам после окончания обучения в России возвратиться на Родину и на деле доказывать высокий уровень российской высшей школы.

Студенческую среду во все времена отличал дух товарищества, взаимопонимание и взаимопомощь, уважение к культуре других народов. И сегодня добрые традиции студенческого братства живут и служат хорошей основой для новых контактов, для культурных и деловых инициатив, сближающих наши народы.

В этих условиях в молодых и творческих умах студентов крепнет решимость, вернувшись домой, работать ради улучшения жизни своего народа. Занимая более или менее высокое положение в своей стране, выпускники российских вузов имеют возможность доводить до сведения своих правительств и тех организаций, где они трудятся, наиболее острые проблемы межнационального диалога и сотрудничества, справедливости, и тем самым играют важную роль в формировании лучшего мира. Более того, заложенная в студенческие годы крепкая дружба между представителями самых разных народов на всю жизнь становится основой установления прямых культурных и деловых контактов, честного и открытого делового сотрудничества, сближения народов. В каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, определённые правила ведения бизнеса, которые надо учитывать при построении деловых контактов. Именно в этом неоценимую услугу российским бизнесменам могут оказать выпускники российских вузов.

И, прежде всего, бывшие студенты российских вузов являются в своих странах тем отрядом, который формирует готовность местных элит, деловых кругов, культурной общественности сотрудничать с российскими организациями и Россией в целом. Отрадным является тот факт, что большинство выпускников поддерживают постоянную связь с Россией, давшей им образование.

В условиях формирования глобального рынка труда вырабатываются общие подходы и требования к качеству образования, распространяется практика взаимного признания документов. Россия стремится соответствовать этим высоким стандартам, на это, в частности, нацелены подписанные Россией Болонские соглашения. Разумеется, что российская система образования постоянно совершенствуется и стремится соответствовать запросам и интересам иностранных студентов. О высоком уровне российского образования говорят победы наших школьников и студентов на всемирных и международных олимпиадах, растущий спрос на наших специалистов в крупнейших научных, производственных центрах мира.

Человечество вступило в XXI век с грузом серьёзных проблем. В мировой политике в последний период в последний период проявляются новые, настораживающие тенденции. Во имя укрепления мира и международной безопасности, в целях развития и процветания всех народов. Населяющих Землю, необходим диалог культур, необходима консолидация всех здоровых сил планеты.

С 1991 года в международных отношениях произошли кардинальные изменения. Мир перешёл из состояния равновесия, гарантируемого биполярной системой, в состояние дисбаланса. Поэтому построение нового монополярного мира мотивирует необходимость диалога и сосуществование разных народов и цивилизаций, уважении международного права, сохранении культуры народов. Многие думали, что после распада СССР Россия станет слабой и утратит влияние на ход мировой истории, но расчёты на это оказались тщетными. Россия всегда занимала и занимает особое место в истории человечества. Являясь евразийской державой с самобытной историей и одной из лучших в мире систем образования. Россия, будучи великой страной, стремится к духовному и гармоничному развитию человека.

Уже много столетий Россия является одним из лидеров мировой науки и культуры и дала миру большое количество шедевров искусства. С 1991 года, после распада СССР, возникла новая система независимых государств, сложилась новая национальная экономика и общественная система России. И это, разумеется, сказалось на системе образования России, на университетах. Причём российская вузовская система не просто выстояла в ходе глобальной трансформации социально-экономической системы страны, но и динамично развивалась все эти 20 лет. Нам удалось сохранить традиции советской высшей школы, которая дала миру одну из лучших образовательных систем, и вместе с тем мы постоянно обогащаемся мировым опытом. Свидетельством этого является высокий авторитет наших лучших университетов, естественнонаучных направлений, новых гуманитарных специальностей, растущий конкурс в наши вузы. И погоня западных компаний за нашими выпускниками, «утечка мозгов», свидетельствуют о том, что российская высшая школа востребована во всём мире. Во всех крупнейших университетах мира преподают тысячи российских профессоров, в современный американский университет сегодня – это место, где русские профессора учат китайских студентов. Её основными принципами являются государственность, всесословность, фундаментальность и интернационализация высшего образования.

Подготовка специалистов для зарубежных стран в образовательных учреждениях является важным направлением в реализации внешнеполитических задач России, определяемых её геополитическими интересами в современном мире.

Национальная комиссия по науке и образованию США прогнозирует, что через 20-25 лет жители Америки могут стать беспомощными перед требованиями времени по причине слабой естественнонаучной. Фундаментальной подготовки школьников. А российское образование всегда отличалось высоким уровнем такой подготовки и наша задача – его сохранить и развивать. Именно фундаментальная наука в Росси всегда была и будет основой университетского образования и тем самым обеспечивает тот факт, что Россия всегда была сильна в области математики, физики, химии, биологии, инженерных наук. В частности, российская школа математики считается одной из лучших в мире.

Приезжая учиться в Россию, вы сделаете правильный выбор, так как получите образование, отвечающее потребностям современного мира XXI века.

В целях совершенствования взаимодействия российской системы образования с зарубежными гражданами создан Учебно-координационный центр «Спутник», основной задачей которого является оказание содействия гражданам зарубежных стран в получении и продолжении образования в Российской Федерации.

Для решения поставленной цели УКЦ «Спутник» предполагает установить рабочее взаимодействие со всеми национальными ассоциациями выпускников россиских вузов. А также с Международным координационным советом выпускников «Инкорвуз-XXI».

Учебно-координационный центр «Спутник» организует за рубежом презентации российских высших учебных заведений, занимается подбором и подготовкой кандидатов на учёбу в Россию. Организует довузовскую подготовку иностранных граждан русскому языку, в том числе используя методики дистанционного обучения.

«Спутник» развивает инициативу и практику направления ведущих российских профессоров и преподавателей в страны для чтения лекций, проведения семинаров, конференций по приоритетным направлениям науки и техники, здравоохранения, а также по совершенствованию знания русского языка.

«Спутник» в данный момент рассматривает возможность регулярного направления в  страны по заявкам ассоциаций выпускников современной научной  и учебной литературы на русском языке, аудио- и видеоматериалов для пополнения или создания библиотек, прежде всего электронных, по всем специальностям и направлениям, включая русский язык.

«Спутник» развивает инициативу эффективного взаимодействия образовательного и бизнес-сообщества, акцентирующего внимание на распространении практики многоканального финансирования образования.

На нашем сайте готовится к открытию страничка для обмена опытом и оказания иностранным выпускникам консультационной помощи в той или иной области науки.

Одним из приоритетных направлений деятельности УКЦ «Спутник» является воссоздание системы повышения квалификации выпускников на базе лучших российских вузов, а также информирование иностранных выпускников о проводимых в вузах научных и учебных конференциях и семинарах, других важных мероприятиях, представляющих интерес для выпускников. Наш центр обеспечивает информационную, научно-методическую и организационную поддержку программам подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских вузах с учётом спроса на зарубежных рынках образования и труда. «Спутник» распространяет опыт передовых образовательных технологий и содействует экспорту российских образовательных услуг.

«Спутник» оказывает консультативную и юридическую помощь при решении проблем академического и профессионального признания полученных в российских вузах документов об образовании на родине и в третьих странах. Взаимодействие с Сетью национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности (ENIC/NARIC Networks) по вопросу признания российских документов об образовании за рубежом, основные принципы которого сформулированы в соответствующем «Руководстве» в Хельсинки в 1997 году.

На сайте «Спутника» Вы можете ознакомиться с информацией о современных действующих федеральных государственных образовательных стандартах, действующих двусторонних и многосторонних соглашениях по вопросам академического и профессионального признания документов об образовании.

Наш центр создаёт благоприятные условия для пребывания иностранных обучающихся (комфортные условия проживания, организация досуга, медицинское обслуживание и безопасность).

Наш учебный центр организовывает прекрасные ознакомительные экскурсии, которые позволяют ближе познакомиться с Россией, её богатейшей историей, культурой и традициями.

 

 


Перспективные направления и задачи

 

1.                 Развитие дистанционного обучения, особенно в области специализации и стажировки.

2.                 Создание необходимого инструмента для расширения масштабов информации о своих достижениях в области научно-технического прогресса.

3.                 Развитие сети филиалов российских вузов и совместных образовательных учреждений за границей.

4.                 Необходимость разработки и подписания межправительственных соглашений о признании дипломов и научных степеней, чтобы правительства стран, где трудятся выпускники российских вузов, признавали бы их как специалистов. Особенно в тех странах, где степень «бакалавр» означает неполное высшее образование.

 

 


Представительства

Наши представительства за рубежом

  (Our representatives);


г. Манама (Королевство Бахрейн):
Елисеев Николай Николаевич
 

г. Белград (Сербия):
Джуришич Бранкица
тел. +381 63 80 90 883
             brankica.djurisic@mpu.gov.rs
ул. Маршала Бирюзова, д. 45
 

г. Дюссельдорф (Германия):
Ольга Ганзер
тел. +49 162 861 1983